Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Техники и принципы работы с созависимостью в индивидуальном консультировании

Техники и принципы работы с созависимостью в индивидуальном консультировании

Какие есть основные принципы и техники работы при созавимости?

В книге Уайнхолд Б.К., Уайнхолд Д.Б. «Освобождение из ловушки созависимости» выделяются три этапа терапии:
1. избавление от зависимостей;
2. избавление от травм;
3. завершение важных развивающих процессов, отложенных в детстве.

Для первого этапа подходят разные техники. Я предпочитаю работать через образы и выстраивание диалогов с этими образами.

Если вы хотите проработать какие-то свои созависимые модели поведения, то хочу познакомить вас с техникой, которую вы можете использовать самостоятельно:

Техника «Бросаем камни»
Шаг 1. Осознайте созависимую модель поведения
Шаг 2. Бросать камни в воду и говорить: «я избавляюсь от старой модели поведения»

Как видите просто, да? А ещё эффективно!

Следующая техника: «Исследуйте свой гнев и обиды»

Шаг 1. Составьте список: "я обижаюсь на свою мать за…". И перечислите в этом списке всё то, за что вы на неё обижаетесь;
Шаг 2. Составьте список: "я обижаюсь на отца за то, что…." ;
Шаг 3. Составьте список: «я обижаюсь на своего партнера за то, что…";
Шаг 4. Составьте список: "я обижаюсь на себя за то, что …"

Техника «За что вы себя сами осуждаете»
Шаг 1. Составьте список того, за что ваши родители осуждали других.
Шаг 2. И затем галочки проставьте напротив тех пунктов, где сейчас сами себя осуждаете

Также есть техники для работы с партнером. По мнению авторов книги «Освобождение то ловушки созависимости» признаки созависимых отношений проявляются в 94% случаев отношений. Причины столь высокого числа созависимых отношений кроются в первую очередь в сформировавшейся современной культуре.

Техника для понимания причин созависимости для работы с партнером

Шаг 1. Сделайте список наиболее характерных черт ваших матери и отца. Попросите партнера сделать то же самое. То есть ваш партнер составляет список характерных черт своих матери и отца. Список должен включать как минимум 10 качеств для отца и 10 качеств для матери. Пусть это будут самые яркие характерные черты, которые запомнились вам с детства.

Шаг 2. Если в вашем воспитании участвовали другие взрослые, то составьте отдельные списки с характерными чертами для этих взрослых.

Шаг 3. В своих списках отмечаете те черты, которые вы сейчас можете распознать в себе. Положительные черты отмечаете плюсиком, а отрицательные – минусом.

Шаг 4. Крестиком пометьте те качества, которые вы видите в тех людях, с которыми у вас сложились близкие отношения: муж, жена, любовник, друг или подруга.

Шаг 5. Ваш партнёр делает то же самое со своими списками.

Шаг 5. Обсудите с партнёром ваши списки.

Шаг 6. Спросите себя: «на кого из своих родителей я похож больше всего?» То же самое делает ваш партнёр.

Шаг 7. Спросите себя: «на кого из родителей больше всего похож мой партнёр?» То же самое делает ваш партнёр.

Шаг 8. Спросите себя: «Каких качеств родителей я в себе больше вижу —  отрицательных или положительных?» То же самое делает ваш партнёр.

Шаг 9. Спросите себя: «Каких качеств родителей я больше вижу в своём партнёре —  отрицательных или положительных?» То же самое делает ваш партнёр.

Шаг 10. Спросите себя: «Вы в детстве больше конфликтовали с матерью или отцом?» То же самое делает ваш партнёр.

Шаг 11. Спросите себя: «Как эти конфликты связаны с теми чертами, которые вы переняли у родителей?» То же самое делает ваш партнёр.

Шаг 12. Спросите себя: «Возникают у меня конфликты с партнёром, похожие на те, которые были с родителями?» То же самое делает ваш партнёр.

При выполнении этого упражнения вы можете исследовать в ваших отношениях с партнёром много интересных моментов. Так, вы скорее всего обнаружите, что в ваших отношениях повторяются моменты незавершенных процессов из детства. Осознание этих процессов поможет вам понять их природу и начать двигаться в направлении их завершения.

Техника «Завершение процесса развития»

Шаг 1. Составьте первый список, в котором перечислите всё то, что ваши родители, учителя и другие взрослые не сделали для вас.

Шаг 2. Составьте второй список. В нём укажите всё то, что сделали ваши родители, учителя и другие взрослые, но делать этого не следовало.

Шаг 3. Ваш первый список – это нерешенные созависимые проблемы. Это ваши нерешенные потребности. Вы можете взять за них ответственность и попросить других удовлетворить их.

Шаг 4. Во втором списке находятся нерешенные контрзависимые проблемы. Они приводят к  трудностям с близостью. Подумайте как вы могли бы от них освободиться. Обсудите это со своим психотерапевтом или психологом-консультантом.

Техники реагирование в конфликтной ситуации

  • Не идите в конфликт, если ваша реакция сильная, возьмите таймаут, поразмышляйте
  • Основная реакции в конфликте – это защита. Реагируйте только с равной силой! Используйте уклонение от нападения и обнаружение нападения. В этом плане полезно изучить книгу Михаила Литвака «Психологическое айкидо», одну из моих любимых книг о том, как вести себя в конфликте.
  • Учитесь наблюдать за собой. Учитесь работать внутренне. Это здорово поможет вам в том, чтобы спокойнее реагировать в конфликте и снизит внутреннее напряжение. Как правило, конфликтность также становится меньше.
  • Если конфликт произошёл, то проанализируйте как потребность была у вас, которую вы старались решить при помощи конфликта. Какая потребность была у вашего оппонента? Совсем не обязательно, что ваша потребность заключалась именно в том, что вы заявляли и требовали выполнить своему оппоненту.
  • Техника «Интеграция субличностей»
    Лучше выполнять эту технику в конце рабочего дня
    1. Расположитесь поудобнее, расслабьтесь и вспомните события прошедшего дня.

    2. Постарайтесь сейчас находиться в позиции беспристрастного наблюдателя.

    3. Отследите, какие стороны своей личности вы проявили сегодня за день и запишите их. Это могу быть: «Зануда», «Баба-Яга», «Командир», «Нытик», «Хозяйственный» и т.д.

    Техника «Дни субличностей»
    Это очень креативная техника. Для её выполнение вам необходимо предварительное знакомство с вашими субличностями. Сделать вы это можете например при помощи предыдущего упражнения.

    Затем вы для каждой субличности придумываете свою одежду и для каждой субличности выделяете отдельный день. И целый день проживаете полностью в этой роли, максимально глубоко её исследуя.

    Мне эта техника кажется немного экстремальной. Я мог бы её порекомендовать тем, кто свободно себя самовыражает, возможно имеет опыт психодрамы или работы в технике двух стульев.

    Техника с психотерапевтом «Предъявите обвинения своим родителям»
    Общаясь с психотерапевтом предъявите обвинения своим родителям. Здесь вы можете использовать технику двух стульев, которая поможет побыть вам в состояниях родителей.

    Техника «Коллаж отношений»
    А это весёлое упражнение лучше делать вместе с вашим партнёром. Возьмите пару старых ненужных журналов. Вырезайте из него картинки и наклеивайте на лист ватмана или на половинку ватмана. Постарайтесь отключить логическое мышление во время выполнения этого упражнения из арт-терапии.

    Пишите комментарии, обязательно на все отреагирую, и конечно подписывайтесь на мои публикации, если вам интересны темы работы с эмоциями, энергетические практики, темы проработки конфликтов (в том числе внутренних) и преодоления созависимости!

    Если вас интересует консультирование, подробнее смотрите на сайте: https://davidenko.planerka.info/

     

    Сергей ДавиденкоКонсультация автора
    Подписаться на автора   подробнееПодпишитесь на автора и сайт подскажет вам, когда появятся его новые публикации.
    Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!На этого автора уже подписались: 13 человекПсихолог, Психолог-консультант — г. Находка, г. Уссурийск, г. Владивосток

    Источник

    Оставить комментарий