Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Спонтанность и самооценка, единство и борьба противоположностей.

Спонтанность и самооценка, единство и борьба противоположностей.

— Мастер, ты говорил, что если я познаю кто я, то стану мудрым, но как это сделать?

 — Для начала забери у людей право решать кто ты.

— Как это, Мастер?

— Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься.

-Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься.

Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают. Пока у них есть право решать кто ты, или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право. И у меня тоже.

 

На базовом курсе позитивной психотерапии, в первый же модуль, обнаружила для себя потрясающую информацию, на основе которой родился тренинг для женщин и много размышлений. Основная идея в том, что каждый человек без исключения, рождаясь, от природы обладает двумя основными базовыми способностями, способностью к познанию и способностью к любви.

Эти способности у всех  развиваются в течение жизни по-разному и на их основе закладываются другие актуальные качества.  Например, через способность к познанию у человека могут развиваться такие качества, как чистоплотность, пунктуальность, ответственность, усердие, верность, послушание или в силу разных факторов, развиться недостаточно, то есть находиться в дефиците.

А вот, например, доверие, терпение, надежда, сексуальность, вера, уверенность развиваются из способности любить и быть любимым. Или остаются в зачаточном состоянии и недостаточно открываются. Самое ценное в этой теории для меня то, что у человека есть возможность развить те способности, которые он хочет, но которые под действием различных факторов оказались в  дефиците. В этом заключается свобода выбора человека и принцип надежды.

Способность к познанию, в большей степени выражает интеллектуальный, аналитический уровень человека, а способность любить – эмоциональный, чувственный, духовный, они отражают разные аспекты жизни и при этом в единстве своём служат для развития человека, создавая в переплетении, неповторяемую индивидуальность каждого из нас. И в этом есть некое волшебство, единение противоположных полюсов, как в мандале инь — ян, когда соединяясь, разнонаправленные энергии, дополняют друг друга и приводят себя к целостному балансу в новом качестве развития.

Итак, давайте посмотрим вместе, как базовая способность любви переплетается с базовой способностью к познанию. Ребёнок приходит в этот мир с безусловным чувством любви, он не отягощён сложными переживаниями, например  чувством вины, стыда, злости, у него нет такого опыта. Поэтому детей называют ангелами и в этом абсолютная, на мой взгляд, правда.

 На клеточном уровне, чувство любви основано на природе Спонтанности, так как нет ограничений в проявлении себя. Поэтому ребёнок в своих проявлениях непосредственен  и открыт. Такое же состояние можно почувствовать, когда мы влюбляемся, чувства любви сложно контролировать, управлять им. Проявления в отношении другого человека становятся спонтанными, импульсивными, живыми.

Затем, взрослея, каждый из нас, проходит опыт, который основан на оценке, сначала близких взрослых, затем социальной системы. Мы постоянно себя и мир оцениваем, потому как способность безусловной любви, в нашем мире не приносит безопасности, а иногда и принимается как чудачество и неадекватность. Нам с детства, дают чёткие установки, что такое хорошо, а что такое плохо и мы потом автоматически через эти установки ежесекундно оцениваем себя и окружающий мир, часто не замечая этого. Таким образом, Самооценка начинает ограничивать Спонтанность, так мы адаптируемся к социуму в процессе воспитания.  

Спонтанность в свете искажения самооценки гибнет, замораживается, в прямом и переносном смысле.  Взрослый человек часто жертвует своими чувствами, импульсами, интуитивными проявлениями в угоду положительного образа себя в глазах других, боясь почувствовать стыд, вину, отвержение и т.д. При этом в норме, чувство вины является неким предохранителем, не позволяющим нам вести себя агрессивно или же аморально. А при переизбытке, вина и стыд нарушает безусловную любовь к себе, самоподдержку и веру. Возникает оценка себя с искажением в отрицательный полюс, взращивается внутренний критик.  Синдром отличника, трудоголик, все виды зависимостей, это компенсация дефицита любви.

Когда не достаточно Радости от спонтанной части, нарушается Благодарность к миру и себе. Человек руководствуется должен, обязан. Благодарность – это лекарство от невротического чувства вины. Видеть даже в самых тяжёлых ситуациях положительный полюс, это навык, который помогает уйти из невротизации и выработать позитивное мышление. Самооценка в таких случаях, либо искажённо завышена, либо искажённо занижена. Очень много перфекционизма и идеализации, как черт характера. В отношениях с другими людьми происходят такие же качели, как и в отношении с собой, например  кумирство (идеализация) – обида — обесценивание.

Спонтанность возвращает к жизни  Интерес, просыпается состояние внутреннего ребёнка, а самооценка балансируется личной мотивацией. То есть человек, который видит перед собой свою желанную, интересную цель, меньше останавливает свои проявления стыдом, виной, страхом, обидой. Здоровое отношение к себе – это принять свою не идеальность и несовершенство. Ведь идеальные и совершенные формы они конечны, в них нет развития и жизни. Так и наша личность, пока мы живы проходит разные этапы развития, соединяясь со своей природной индивидуальностью, взращивая её.

Быстро сколотить из дерева можно только ящик, чтобы вырастить дерево, нужно терпение. Терпения нам всем на пути любви и познания.

Иванченко Маргарита ПавловнаКонсультация автора
Подписаться на автора   подробнееПодпишитесь на автора и сайт подскажет вам, когда появятся его новые публикации.
Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!На этого автора уже подписались: 10 человекК автору уже обратились 2 человека с сайта

Источник

Оставить комментарий