Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Начало терапии. Содержание телефонного разговора.

Начало терапии. Содержание телефонного разговора.

     Как обычно происходит первый контакт между потенциальным пациентом и специалистом? Как правило, это звонок по телефону непосредственно терапевту или запись на приём через регистратора.  На сайте b17 есть возможность сделать заявку на приём, в ней есть такие пункты: "обращение по вопросу" и "удобное время", где обратившийся кратко описывает свой запрос и указывает удобное для него время встречи. И всё равно потом должен состояться телефонный звонок.

     Самая распространённая ситуация, когда обращение происходит по телефону.

    В этом телефонном  разговоре важно с эмпатией и заинтересованностью подойти к пациенту, постараться понять его. Случается, когда просят провести консультацию в этот же день и даже бывает "а нельзя ли прямо сейчас прийти к Вам?".  Желательно проявить гибкость и по возможности записать его как можно быстрее на приём. Так как обратившийся находится в серьёзном ожидании, и чем дольше это ожидание, тем больше будет его сопротивление, и тем сложнее ему дойти до психотерапевта. 

     Как правило, контакт по телефону не должен быть длительным. Необходимо оповестить пациента, сколько есть времени, чтобы договориться о приёме. По телефону психотерапевт обычно выясняет проблему, краткие установочные данные кандидата, назначает место и время приёма. 

      Некоторые специалисты рекомендуют расширить рамки разговора,  выяснить, какие симптомы, какое возможно заболевание, есть ли опыт обращения к психологам или психотерапевтам. Если обозначенный симптом позволяет предположить расстройство, например, навязчивые мысли или действия, панические атаки, то спросить, обращался ли к психиатру или неврологу.

     И всё-таки предпочтительнее короткая беседа. Когда он планирует подойти, когда ему удобно по времени? И подробно рассказать о месте приёма.

    Обращение к специалисту с какой-то проблемой  межличностных отношений, социальных сложностей или любых других проблем, приводит к восприятию того, что "я не справился, со мной что-то не так". Чтобы эту ситуацию нивелировать, важно обращаться к здоровой части пациента. Предполагается, что в телефонном разговоре специалист достаточно краток, достаточно конкретен, и что пациент это выдержит и сможет  дойти до психотерапевта. 

    Случается, когда о терапии договаривается кто-то из близких пациента. В таком случае желательно узнать, а чья это заинтересованность? Если нет заинтересованности самого возможного пациента, то такая встреча не будет иметь результата. Лучше попросить перезвонить самому кандидату. Как правило, это происходит. В этом случае человек ощущает себя более зрелым, чем когда за него кто-то договаривается, и тогда он ответственнее относится к визиту к специалисту.

     И если психотерапевтическая работа для специалиста начинается уже по сути с телефонного звонка, то для пациента она начинается ещё задолго до фактического обращения, возможно, начиная с появления одной только мысли обратиться к психологу. А потому что  у него вольно или невольно появляется фантазийное представление об этом обращении. И ожидание встречи активизирует два психодинамических фактора: с одной стороны, он начинает переживать обращение к психологу, возникают какие-либо фантазии, как оно получится, а с другой стороны фрустрация ожидания активизирует сопротивление.  Пациент испытывает напряжение, сознательно или бессознательно ожидая от терапевта чуда, волшебства. И эта фаза нередко сменяется фазой разочарования и неверия в возможность помощи.

      И не все записавшиеся по телефону доходят на первичный приём. И это достаточно распространённое явление.  Происходит контакт телефонный, и происходит отсев, работает сопротивление, позвонил и не пришёл. А может для него и этого пока достаточно: обозначить проблему и озвучить её специалисту.

    Важно испытывать уважение к пациенту. Иначе психологов обозначают, как охотников за проблемами. Важно видеть не проблему, прежде всего нас интересует сам человек. Случается,  сами пациенты иногда провоцируют, когда, например, спрашивают: "А Вы работаете с депрессиями?". Мы работаем не с симптомом, не с проблемой, мы работаем с человеком, который переживает либо депрессивное состояние, либо иное. Бывают такие вопросы по телефону "А сможете ли Вы мне помочь, а поможете ли Вы мне, а как скоро Вы сможете мне помочь?". Для того, чтобы сделать выводы или строить рабочие гипотезы, необходима первичная встреча. Возможно, лучшим и наиболее искренним ответом со стороны терапевта будут слова  "Чтобы это узнать, нам надо встретиться".

  

Вирченко Неля ЗакиевнаКонсультация автора
Подписаться на автора   подробнееПодпишитесь на автора и сайт подскажет вам, когда появятся его новые публикации.
Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!На этого автора уже подписались: 23 человекаК автору уже обратились 59 человек с сайта
Провела 14 онлайн консультаций на сайте

Источник

Оставить комментарий